Положительные итоги выборов партии власти, похоже, не оставляют сомнений в правильности выбранного ей курса – ничего не менять. Откровения главы доминирующей партии об отсутствии денег убедили всех в обреченности экономики России. Обреченность не в смысле неминуемого краха, хотя его исключать нельзя, но не в ближайшие годы, а неизбежность дальнейшего ухудшения качества жизни и инфантильным отношением к своему будущему.
Константин Ордов, д.э.н., заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова: «До выборов в Думу мы дотянули, потратив практически полностью Резервный фонд. Вполне вероятно, мы дотянем и до президентских выборов, потратив, что выглядит очень символично, средства Фонда будущих поколений. Причем резервов не будет не только у будущих поколений, но и у прошлого и современного. Дефицит бюджета в 2016 году может достичь 4 трлн. руб. Это сопоставимо с объемом Резервного фонда на начало года. В 2019 году ожидается самый низкий за всю новейшую историю России уровень дохода бюджета относительно ВВП (порядка 13,3%). Не сложно подсчитать, что при сохранении дефицита бюджета в 3% от ВВП превышение расходов над доходами бюджета составит более 22%. Эту разницу уже будет невозможно нивелировать, в условиях полного израсходования резервных средств ни денежной эмиссией, ни внутренними/внешними займами».
Ставя перед собой единственную цель – инфляция 4% в год, основным источником финансирования дефицита бюджета становятся доходы населения и компаний. Изоляционистская политика приводит к формированию замкнутой экономической системы, где по правилу сообщающихся сосудов с ограниченным объемом средств раздутые государственные расходы будут профинансированы за счет доходов населения и бизнеса. Ведь платежный баланс существенно сократился за первое полугодие 2016 года, что свидетельствует об отсутствии перспектив расширения экономики за счет притока средств от международной торговли.
Константин Ордов: «Для того, чтобы привлечь в бюджет дополнительно более 2,2 трлн. руб., потребуется увеличить НДС не менее чем на 10 процентных пунктов (ставка составит более 28%). Если аналогично рассуждать относительно НДФЛ, то ставка должна подняться до 23%, а это напрямую влияет на доходы населения. В целом же повышение налоговой нагрузки на 1 процентный пункт по основным налогам дополнительно может принести в доход бюджета порядка 1 трлн. руб., но это самый бессмысленный вариант финансирования дефицита.
Особенностью расчета является предположение о сохранении текущих объемов налогооблагаемой базы, что в условиях роста ставок вовсе не гарантировано. Очень странная экономическая политика, фиксирующая отсутствие перспектив и снижение роли России в мировой экономике. При этом большинство населения поддержало на выборах данный курс и готово пожертвовать своим благополучием и благополучием своих детей ради «стабильности».