- Расскажите о судьбе сургутских долгостроев: какие проекты у нас уже не первый год ждут своей реализации и почему?
- Первый такой объект – это новый перинотальный центр. Его проект, как таковой, существует уже достаточно давно, но окончательная его версия была представлена, если я не ошибаюсь, в прошлом году. Строительство этого объекта будет финансироваться из окружного бюджета и средства на это уже запланированы на 2014 год. В этом году по нему должны закончиться проектные работы и экспертизы, а в следующем уже начнется строительство.
Ее один наш такой объект - станция юннатов. В настоящее время этот объект законсервирован и рассматриваются варианты его дальнейшего использования. Пока что не могу их озвучить, они очень предварительные и сырые, но решение относительно необходимых реконструктивных мероприятий будет принято уже после того, как станет известно о том, какое ведомство зайдет в это здание и сколько должна стоить реставрация.
Изначально станцию действительно хотели просто отреставрировать, но денег на с каждым годом было нужно все больше и больше, ведь цены на материалы меняются, равно как соотвествующие правовые нормы, что значит нам постоянно необходимо подгонять под них имеющуюся документацию и проект реконструкции объекта. Но пока однозначного решения о том, как будет использоваться этот объект у нас нет.
Последний из важных для города долгостроев - поликлиника в 37 мкр. Здесь задержка возникла в ходе строительства из-за проблем с корректировкой проектной документации, т.к. она была составлена не совсем корректно. Сам проект поликлиники старый – он существует еще 2004 года, и с того времени нормы сильно изменились и мы понимаем, что этот затянувшийся проект. Изначально поликлинику планировалось разместить в районе 5а на месте скандально известных гаражей, которые мы никак не можем снести, и в итоге, пока мы искали другое место для ее строительства, проектная документация устарела и сейчас, если мы построим здание по ней, то возникнут проблемы вроде регулярных предупреждений от пожнадзора, роспотребнадзора и т.д. Поэтому для того чтобы получить качественный, соответствующий заявленным стандартам объект, нам необходимо привести в порядок его документацию и уже потом продолжать строительство. Тем не менее, все выделенные в прошлом году на этот объект средства были освоены, и необходимый объем работ был выполнен. В настоящее время проектная документация поликлиники направлена на экспертизу и строительные работы возобновятся только после ее завершения.
- А что касается проведения архитектурного аудита в городе? Зачем он был нам нужен, и что он дал?
Идея проведения аудита пришла из обращения в сургутскую Думу, которое поступило на имя депутата Дьячкова со стороны бывшего главного архитектора Дмитрия Ивановича Унжакова. В обращении говорилось о том, что та градостроительная деятельность, которая сейчас осуществляется у нас в городе вызывает определенные опасения, а принимаемые в этой сфере решения не соответствуют нуждам города. Для того, чтобы это мнение не было субъективным, депутатом Дьячковым на депутатских слушаниях было предложено провести некий архитектурный аудит. После этого замглавы города Сурлевич провел совещание, на котором прошло обсуждение того, в каком виде, формате мог бы быть этот аудит и какие результаты он может нам дать. Для начала мы определили, что это все-таки стоит назвать не архитектурным аудитом, т.к. аудит это нечто очень объемное и скрупулезное, а обзор градостроительной практики на территории города. Предварительно Виктор Унжаков сформировал некую экспертную группу, которая состояла из действующих и бывших главных архитекторов Тюменской области, Нижневартовска, Ханты-Мансийска и, собственно, Сургута.
Вся градостроительная документация просматривалась не с точки зрения правильности ее оформления или чего-то подобного, а с точки зрения наличия в ней системного подхода к застройке, формирования концепции застройки и т.д. Так они просмотрели проект планировки поймы реки Оби, планировку 1, 2 и 4 микрорайонов, сделали обзорную поездку по городу и осмотрели объекты, которые уже можно сказать являются индикаторами тех проблем, что появились на территории города и сделали следующее заключение: необходима корректировка основных градостроительных документов, документов территориального планирования и генерального плана города, а также правил землепользования и застройки. Для нас это решение стало основанием для переноса запланированных на корректировку генерального плана средств с 2014 года на 2013, чтобы уже сегодня начать эту работу. В целом могу сказать, что градостроительный аудит завершен и у нас уже готовится техническое задание на корректировку генплана. Эта работа была полезна и очень хорошо, что появилась такая инициатива, потому что на самом деле уже, наверное, пора все это корректировать и приводить в соответствие, т.к. уже сам генеральный план должен выглядеть по-другому. Например он должен существовать в электронном виде как некая база данный, позволяющая принимать качественные управленческие решения, в которых заложены основные градостроительные параметры и позволять анализировать данные, чтобы мы могли выйти на решения, которые бы позволили нас создать максимально комфортную среду для жизни в городе.
- Помогут ли эти изменения улучшить внешний облик города и избавиться от точечной застройки? И почему у нас в городе вообще существует такая проблема?
- Любое, осуществляющееся сегодня на территории города, строительство укладывается в рамки нормативов, но я согласен, что в части уплотнения застройки и появления новых объектов есть определенные проблемы, которые могут вызывать справедливое негодование горожан. Никому не нравится, когда его лишают лишнего свободного пространства, возможности припарковать машину ближе к дому или прогуляться в сквере, который из-за грядущей стройки собираются снести.
И мы все являемся потребителями не только квартир, но и примыкающей к ним инфраструктуры, и здесь необходимо учитывать, что при планировании возведения нового микрорайона нами закладывается необходимость существования там таких объектов как школы и детские сады. Но создание проектной документации по строительству дома и некоего социального объекта, вроде детского сада, идет с разной скоростью и мы не можем все идеально подгадать, чтобы садик был готов одновременно с домом. И такого идеального попадания в сроки, наверное, никогда и не будет, потому что у этих объектов разные источники финансирования – у жилого дома это частные инвестиции, а у сада – окружные средства или финансирование из местного бюджета. Синхронизировать эти процессы очень сложно – инвестор работает по-своему, округ – по-своему.
Хороша та схема, где предоставляется территория под комплексную застройку, где застройщику, в том числе, указывается необходимость создания на данной территории того же детского сада или школы. Почему возникает проблема уплотнения застройки и появляются дома-муравейники? Все просто – застройщик действует в рамках норм, которые говорят ему о допустимой плотности населения в городе. И, как мы видим, сейчас эти нормы не соответствуют реальным планировочным и градостроительным особенностям нашей территории. И поэтому на первом этапе, в части корректировки генерального плана я буду настаивать на необходимости разработки местных норм градостроительного проектирования. Например, сейчас у нас показатель плотности составляет 420 чел. На 1 гектар и все строят в соответствии с этим показателем. Но раз мы видим, что нас это не устраивает, то давайте уменьшим этот показатель и количество человек на ту или иную территорию будет меньше, соответственно упадет этажность и освободится больше территорий под парковки, площадки и т.д. Собственно для этого мы и попросили перенести средства на корректировку генплана с 2014 на этот год, чтобы разработать эти нормы и получить возможность регулировать эти все процессы. Также я бы в градостроительстве ввел классификацию объектов. Так сейчас всероссийское общество риелторов провело работу, которая четко позволяет определить класс жилья и уровень его комфортности – это эконом-, комфорт-, бизнес-классы и элитное жилье. Как вариант, на территории нашего города, понимая параметры строительства мы можем устраивать аукционы по продаже земли для комплексной застройки, где в конкурсных условиях будет прописано для жилья какого класса предусмотрена эта земля.
- А что вы можете сказать о проекте Ядра города? Есть ли уже определенный проект, который у нас планируется доработать и в последствии реализовать?
Проект есть, и он был готов уже давно, но в своей изначальной форме он был нежизнеспособен, т.к. заявленные в нем объекты должны занимать территории, на которых сейчас расположены частные жилые дома. И понимая, что муниципалитет не найдет столько средств, а нам понадобится для освобождения этой территории порядка 1,5 млрд рублей (и это только подводка инженерных сетей и выкуп земельных участков, недвижимость саму не оценивали. С ней наверное и 2 млрд выйдет) Понимая, что для бюджета это очень сложно, сейчас рассматривается вариант утверждения общей транспортной схемы в части обеспечения этой территории и формирование инвестиционного паспорта этой территории – сколько там домов, в какой форме собственности они находятся, что из этого можно снести и т.д. Это необходимо для того, чтобы инвестор понимал, какие деньги ему придется потратить на освоение этой территории. Затем мы изучим инвестиционный спрос на эту территорию и, если он будет, мы сформируем конкурсную документацию и предложим инвесторам предоставить свои варианты подготовки данного участка к застройке и размещения заявленных объектов Но проект однозначно будет цельным, комплексным и красивым. Также хочу отметить, что позднее пройдет публичное обсуждение данного проекта и горожане примут в решении данного вопроса не последнее участие. Предварительно размещение ядра города запланировано на территории расположенный на примерном отрезке от здания информационного агентства "СИА-Пресс" до полуострова, на котором находится Сургутский государственный университет.
Остановите сибпромстрой, уже весь город своим г...м застроили, не могут нормальные дома строить, только уродуют внешний облик города!