- О чем хотят предупредить экологи Сургутского Государственного университета, проведя свои исследования экологической ситуации в Сургуте?
- Если сравнивать замеры атмосферного воздуха в Сургуте, которым мы с вами дышим, в 2008 году и сейчас, то разница существенная. Согласно исследованиям, главными анти-вкладчикам в здоровье сургутян больше всего являются автомобильный транспорт и предприятия энергетики. Выбросы от ГРЭС 1 и ГРЭС 2 находятся в удобном симбиозе с верхними этажами большинства сургутских новостроек. Второй
- Какую градацию по районам Сургута можно провести относительно их экологичности? Скажем, какой район самый грязный и какой самый чистый?
- Самым чистым районом Сургута считался район НГДУ. После того, как рядом пролегла автотрасса, эту позицию он потерял. Островком относительного экологического благополучия сейчас называется территория парковой зоны в пойме реки Саймы. В лидерах по загрязненности атмосферного воздуха – жилые кварталы, расположенные рядом с городским военкоматом.
- Можно ли сказать, что ухудшение здоровья – это плата за блага цивилизации? Ведь нельзя же запретить, к примеру, покупать автомобили?
- Конечно, нет. Но стараться минимизировать последствия для здоровья можно и нужно. Взять то же качество топлива. У нас, может быть, не все знают, что сейчас появились в большом количестве экзотические вещества из полициклических углеводородов, которые являются компонентами присадок к топливу Евро 4 и Евро 5. Дело в том, что они не сгорают в двигателе, а выбрасываются в атмосферу в виде аэрозолей и попросту оседают на тот же снег. Поэтому зимой надо обратить особое внимание на вывоз и утилизацию снега и не сбрасывать его в водоемы, это очень сильно разрушает экосистему.
- А что же делать с выбросами из котельных и наших ГРЭС?
- Разумеется, ГРЭС мы не можем закрыть. На этих предприятиях энергетики мониторят число выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, технологический процесс не нарушает норм. Но при сильных морозах и отсутствии ветра они буквально оккупируют город, и особенно это касается верхних этажей большинства городских новостроек. Мы неоднократно об этом говорили, особенно когда обсуждался план генеральной застройки Сургута в рамках стратегии «двадцать-тридца
- Какие пути-выходы вы видите в сложившейся ситуации?
- Уменьшить вредное влияние выхлопных газов от авто можно было бы создав зеленые полосы, высадив вдоль дорог кустарники. И практиковать малоэтажное строительство домов – не выше 5-7 этажа. Драматизировать мы не склонны, Сургут в индексе здоровья городов Югры стоит на шестом месте из десяти. К тому же, у города происходит интенсивное самоочищение атмосферы. Но если ситуацию не начать менять сейчас, то уже через несколько лет рост легочных и онко – заболеваний может существенно увеличиться.