Минфин признал: в условиях снижения доходов(с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов — единственный способ сбалансировать бюджет.
НДС - один из главных источников пополнения бюджета: в этом году он должен принести 3,7 триллиона рублей, в следующем - 4,2 триллиона. Дополнительные доходы от его повышения на 2% в следующем году могут составить около 0,5 триллиона рублей, отмечает федеральный чиновник. Налог с продаж был бы менее выгоден - около 200 миллиардов рублей в год, пишет издание.
Напомним, что налог с продаж планировался как мера для спасения региональных бюджетов, у которых растет дефицит из-за выполнения «майских» указов президента, а НДС поступает в федеральный бюджет.
Поддержку регионам решили оказывать по-другому: 50% дополнительных доходов (около 250 миллиардов рублей) может быть направлена на увеличение трансферта регионам, рассказывает чиновник.
Увеличение нагрузки по НДС на 50% ляжет на компании, на 50% — на потребителей, но его вклад в инфляцию не должен превысить 1%, ожидает правительственный чиновник. Больше всего от повышения НДС пострадают отрасли, работающие на внутренний рынок, — ритейл, коммунальная сфера, производство услуг, где высока доля затрат на оплату труда(это часть добавленной стоимости), консалтинг, дизайн,реклама, внутренняя энергетика.
Зато не пострадают нефтяники и другие добывающие компании, ориентированные на экспорт, который не облагается НДС. Из-за налогового маневра в нефтяной отраслибюджетв 2015 году недосчитается 198,3 млрд руб., выпадающие доходы регионов — 171,6 млрд. Чтобы удержать цены на бензин, Минфин снижает акцизы, это понизит поступления в региональныедорожные фондыпримерно на 90 млрд, оценивали чиновники Минфина. Сейчас обсуждается два варианта компенсации для фондов: либо дополнительные доходы от повышения НДПИ, либо доходы от повышения НДС.