В первую очередь кризис коснулся рынка импортных грузовиков. Многие иностранные компании уже в начале года приостановили сборку в России. Падает спрос и на продукцию белорусского МАЗа, отмечают эксперты.
А вот российские производители напротив нарастили свои доли. Так, КамАЗу и "Уралу" удалось занять рынок на 70% - помогла девальвация рубля и господдержка. Впрочем, сокращение продаж почувствовали все участники рынка. Лидер рынка КамАЗ сократил продажи на 52,7%, до 7,7 тыс. машин. Реализация грузовиков "Урал" группы ГАЗ сократилась на 7,7%, до 2,4 тыс. машин. Продажи белорусского МАЗа упали на 84%, до 600 машин. Объем продаж иностранных брендов (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и другие) снизился на 76%, до 3,43 тыс. машин. Рынок легковых автомобилей в первом полугодии сократился меньше – по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи упали на 36,4%, до 782,1 тыс. машин.
Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев отмечает, что на фоне девальвации рубля и снижения издержек потребители переходят на более дешевую технику. Этим объясняется значительный рост доли локализованных производителей. Кроме того, отечественные грузовики участвуют в госпрограмме утилизации, которая дает существенное ценовое преимущество (более 10% от стоимости), в программе льготного лизинга. Эксперт прогнозирует замедление темпов падения рынка грузовиков во втором полугодии именно за счет мощной господдержки. Но по итогам года продажи все равно упадут на 50-60%.