В рамках очередного совещания с членами Правительства, в ходе которого обсуждались антикризисные меры кабинета министров в социально-экономической сфере, Президент России Владимир Путин подверг критике непрозрачность тарифов ОАО "Российские железные дороги" на пригородные поезда, а также поручил проверить обоснованность покупки вагонов в Испании и отметил "неудовлетворительно проведенный анализ ситуации в регионах", за который отвечал вице-премьер Аркадий Дворкович.
Президент, обращаясь к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, отметил, что повышение тарифов на электрички, отмеченное в последнее время, является "странным":
"Я совсем не настаиваю на том, чтобы опять спустились до 1%, но прыгать с 1% до 25% – это тоже странное решение. Был 1 процент, стало 25. А нельзя было спокойно, постепенно, своевременно всё это делать? Это первое.
Второе. Конечно, нужно работать с регионами. И нужно понимать, что там происходит, по каждому региону отдельно. Нужно, чтобы было понятно, как формируется тариф пригородными компаниями, и они должны раскрыть формирование этого тарифа, структуру этого тарифа. И без активной позиции Федеральной службы по тарифам ничего не получится, нужно поручить им заняться этой работой.
И третье. Нужно, чтобы было понятно, как формируется тариф пригородными компаниями. Они должны «раскрыть» этот тариф: формирование этого тарифа, структуру этого тарифа. И без активной позиции Федеральной тарифной службы ничего здесь не получится, нужно поручить им заняться этой работой.
Повнимательнее к этому относитесь, неформально. Ситуация, при которой, скажем, в Марий Эл средний тариф был 22 рубля, а стал 89, в Забайкальском крае был 22, а стал 90, – это ненормально. Поезда не должны ходить пустыми. Иначе это просто формальное отношение к тому, о чем мы здесь договаривались. Я прошу повнимательнее".
Еще одна порция критики от президента в отношении РЖД досталась сделке по закупке 140 вагонов в Испании:
"У меня вопрос к Максиму Юрьевичу [Соколову, министру транспорта РФ]. Мы сегодня обсуждали с Аркадием Владимировичем [Дворковичем] с утра. В современных условиях, не буду сейчас говорить, чем они характеризуются, так важно закупать этот подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий?
Понимаете, что я имею в виду? 140 вагонов в Испании закупили. Почему? Именно сейчас это нужно сделать? Я понимаю, что и авиаторы хотят иметь полноценный современный парк, и железнодорожники. Но это нужно сейчас сделать?"
Глава Минтранса ответил, что речь идет о контракте РЖД с испанской компанией, который был заключен в 2011 г. По словам Соколова, на сегодняшний день по контракту было проведено 85% от всей суммы выплат: "120 из 140 вагонов уже поставлено, контракт находится в стадии завершения, новых контрактов по приобретению импортного подвижного состава в инвестпрограмме РЖД или ее дочерних нет".
"Вы проверьте, а потом скажете", – поручил Путин.
Контракт между РЖД и испанской Patentes Talgo на поставку семи поездов (140 пассажирских вагонов) и их обслуживание стоимостью €135 млн был подписан летом 2011 г. Как заявлял глава "РЖД" Владимир Якунин, испанскими вагонами Talgo планируется заменить немецкие "Сапсаны" на маршрутах от Москвы до Нижнего Новгорода и от Москвы до Берлина.