Некоторые изменения, которые назвал Путин – упорядочить льготы, повысить их адресность, отказаться от неэффективных, чтобы стимулировать деловую активность. О первом повышении нагрузки уже объявлено: с 2019 г. страховые взносы в ФОМС вырастут на 0,8 п. п. до 5,9%, общая ставка – до 30,8%.
Пока у чиновников нет готовых рецептов реформы. Нужно решить – сдерживать расходы или повышать налоги: смотреть на НДС, налог на прибыль, который можно централизовать в федеральный бюджет (доля уже увеличена с 2 до 3 п. п. из 20%), перечисляет человек, участвующий в обсуждении налоговой политики. Необходимо оценивать ситуацию с точки зрения не только бюджета, но и социально-политических целей, считает министр финансов Антон Силуанов. Два вероятных источника дополнительных доходов – прогрессивная шкала НДФЛ и реформа нефтяных налогов, считает он: это отвечает социальным целям и не ухудшает ситуацию в экономике.
Думать надо в первую очередь о налогообложении труда – нужны ли страховые взносы и прогрессивный НДФЛ, считает человек, участвующий в обсуждении налоговой политики, отказываться от единой ставки подоходного налога не стоит. Минфин подготовит предложения по прогрессивной шкале НДФЛ к 2018 г., обещал Силуанов, но «с точки зрения администрирования плоская шкала наиболее эффективна». То, что идея обсуждается, подтверждала и вице-премьер Ольга Голодец. Она предлагает освободить от его уплаты бедных. Но для покрытия выпадающих доходов пришлось бы существенно повысить ставку, предупреждает федеральный чиновник.
Прогрессивная ставка дестимулирует предложение труда, которое сокращается на 0,5% в год из-за демографии, говорила директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева. Правильный вариант – повысить общую ставку, оставив ее плоской и освободив от уплаты бедных, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Из бизнеса первым может пострадать нефтегазовый сектор, предупреждает чиновник финансово-экономического блока. Нагрузка на нефтяников и «Газпром» в 2017–2018 гг. и так вырастет по сравнению с 2016 г. почти на 600 млрд руб. Основные варианты дальнейшей реформы в нефтяной отрасли – завершение налогового маневра в 2018 г. (повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин) и переход на части месторождений с НДПИ на новый налог, который зависит от дохода (НДД).