За 9 месяцев 2015 на российском рынке было продано около 18 млн. шт. смартфонов, что на 6% меньше, чем за 9 месяцев 2014. Рынок смартфонов в денежном выражении вырос на 10% до 171 млрд. руб. Средняя цена выросла на 17% до 9 700 руб. Пик падения пришелся на март-апрель 2015 года. Единственным месяцем, где рынок показал положительную динамику год к году, был январь, ставший, в принципе, аномальным для этого периода.
Доля продаж смартфонов в общем рынке телефонов России за 9 месяцев 2015 по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросла с 60% до 65% в натуральном выражении и с 88% до 91% - в денежном.
В разрезе по операционным системам на рынке смартфонов за 9 месяцев 2015 относительно аналогичного периода прошлого года безусловно лидируют смартфоны на ОС Android, их доля выросла на 3 процентных пункта до 86% в количестве продаж, позиции смартфонов на данной ОС в денежном выражении укрепились на 2 процентных пункта до 70%. Платформа остается самой популярной как для разработчиков, так и для потребителей. Смартфоны на iOS потеряли 3 процентных пункта в количестве продаж и 2 процентных пункта – в выручке от продаж. Доля смартфонов на ОС Windows Phone выросла в натуральном выражении до 7% и до 5% - в денежном.
Несмотря на кризис, массовый сегмент рынка смартфонов не изменился: все так же наибольший вес занимает устройства со средней ценой от 5 до 10 тыс.руб. - с долей 33%. На втором месте по популярности оказались смартфоны с ценой от 3 до 5 тыс.руб.., на них пришлось 22% всех продаж на рынке. Примечательно, что потребители не отказались от сегмента свыше 20 тыс. руб., доля этих смартфонов выросла с 8 % до 10%, а прирост по группе от 30 тыс. руб. составил 242%.
На первое место в денежном выражении вышли смартфоны со средней ценой свыше 30 тыс.руб., который также показал колоссальный прирост к итогам 9 месяцев 2014. Подобная динамика объясняется ростом цен из-за ослабления рубля, что повлекло смещение многих флагманских и топовых моделей в сегменты смартфонов более высокой ценовой категории. Но и потребитель не экономил на покупке премиальных смартфонов. Иначе бы этот сегмент существенно просел. Наибольшее падение продаж смартфонов на рынке наблюдалось в сегментах до 3 тысяч рублей (снижение участия операторов в сегменте) и от 20 до 30 тысяч рублей (смещение моделей в сегмент выше).
В 2015 наибольшим спросом пользовались планшеты на ОС Android, с 3G, c диагональю экрана от 7” до 8”. Спрос по объему памяти распределился достаточно равномерно между сегментами до 8Gb, 8Gb и 16Gb. За 9 месяцев 2015 года 31% всех продаж планшетов на рынке пришелся на девайсы со средней ценой от 5 до 10 тыс. руб. На втором по популярности месте оказался сегмент от 3 до 5 тыс. руб., который занял 24% рынка. Несмотря на бесплатные раздачи планшетов некоторыми игроками, сегмент до 3 тыс. руб. сократился к итогам 9 месяцев 2014.
Наибольшее падение к итогам прошлогоднего периода показали сегменты от 15 до 30 тыс. руб. и до 3 тыс. руб. Положительная динамика продаж в дорогом сегменте от 30 тыс. руб. и выше говорит как о смещении моделей в более высокий сегмент из-за роста цен, так и о более разборчивом выборе потребителя, которые предпочел обычному планшету с урезанной ОС полноценный девайс, который может заменить ноутбук .
"Впервые в 3 квартале с момента появления смартфонов на рынке, их продажи год к году показывают отрицательную динамику в количественном выражении: за июль-сентябрь 2015 г. в России было продано около 7 млн. штук смартфонов, что на 5% меньше, чем в 3 квартале 2014. Рынок в денежном выражении хоть и вырос на 16% до 70 млрд. руб., но данный показатель в анализируемом периоде является историческим минимумом роста в разрезе год к году с момента развития рынка смартфонов", - отмечают аналитики компании "Евросеть".