На протяжении нескольких месяцев в 13 городах – участниках проекта инициативная группа Плехановского университета в составе преподавателей и студентов фиксировала изменение минимальных розничных цен на социально-значимые продовольственные товары в магазинах шаговой доступности, супермаркетах и гипермаркетах. Цель проекта – получение оперативной и достоверной информации о динамике минимальных цен.
Научная группа проекта составила список из 600 магазинов в Москве и 400 торговых предприятий в других регионах. В столице объектом исследования стали магазины розничных сетей: «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» Auchan, METROC&C, «Дикси», «Лента», «Седьмой континент», «Монетка», SPAR, «Копейка», «Квартал», «Билла», «Магнолия». В регионах обследованию подвергались как сетевые магазины (национального и регионального масштаба, так и мелкие торговые предприятия, рыночные павильоны и пр.). Так, например, в Севастополе пока еще нет сетевых предприятий торговли.
В исследовании проекта «Честные цены» были определены 17 позиций продовольственных товаров из разных категорий, которые входят в продовольственную корзину на основании Постановления Правительства № 530 от 2014 г об установлении предельно допустимых цен на социально-значимые продукты питания.
Тенденция роста цен на основные продукты питания отмечается во всех регионах страны. Исследователи Плехановского университета заключают, что рост цен на многие важнейшие социально-значимые продукты питания, начиная с сентября месяца 2014 г. по апрель 2015 г., не связан с дефицитом внутренних ресурсов, изменением курса рубля и прочими макроэкономическими факторами. Так, например, в результате исследования было выявлено, что цена на хлеб в магазинах колеблется от 16 до 60 рублей и выше. Одновременно с этим, стоит отметить, что средняя минимальная цена на хлеб в Смоленске, выше, чем в Москве, а в Севастополе выше, чем в Смоленске.
После драматического повышения цен на основные продовольственные товары в начале 2015 года, в апреле 2015 года наблюдалось некоторое снижение цен, которое ученые РЭУ связывают со снижением покупательского спроса, а также формированием тревожных ожиданий и снижением уровня покупательской активности населения. Однако следует отметить, что темп снижения цен практически на все товарные позиции меньше в предприятиях несетевой торговли (магазины шаговой доступности), чем в торговых предприятиях сетевой торговли. Например, по следующим товарным позициям было зафиксировано снижение средних минимальных цен в апреле 2015 года после предпринятых Правительством мер по контролю цен: крупа гречневая, хлеб ржано-пшеничный, молоко. Тем не менее, проведенный мониторинг минимальных цен в ноябре 2015 г. в тех же торговых предприятиях показал, что после незначительного спада в апреле текущего года, цены на эти товарные позиции стабильно повышаются, так цена на молоко в феврале составляла 57,25 руб., в марте – снизилось до 55,4 руб., однако, уже в апреле – вновь отмечено повышение до 56,1 рубля, а в ноябре 2015 года – до 57 рублей.
Эксперты Плехановского университета прогнозируют дальнейшее повышение цен на молоко и другие важнейшие продукты из «продовольственной корзины», если не будут предприняты никакие меры, помимо контроля.
Для справки:
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) ведет свою историю с 1907 г. В настоящее время Университет имеет 30 филиалов в России и странах СНГ, реализует 170 основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров. В Университете обучаются свыше 64 тыс. студентов, работают более 5 тыс. преподавателей.
В настоящее время Университет реализует образовательные программы по следующим направлениям: экономика, менеджмент, политология, юриспруденция, прикладная математика и информатика, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, торговое дело, товароведение, технологические машины и оборудование, технология продукции и организация общественного питания, туризм и гостиничное дело.