Проект федерального закона «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год» разработан Минфином. Сегодня, 10 сентября, документ внесен на рассмотрение в Госдуму. Нормы, которые вводит законопроект дают право составлять и утверждать проект федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России только на 2016 год. Кроме того, документ позволяет отказаться от применения «бюджетного правила» – требований к определению общего объёма расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в связи с прогнозируемым сокращением общего объёма доходов и составлением проекта федерального бюджета только на 2016 год.
"Законопроект подготовлен в связи с высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением рисков надёжности показателей прогноза социально-экономического развития России и реалистичности расчёта доходов и расходов федерального бюджета", - отмечено в рапоряжении председателя правительства РФ.
Ранее Дмитрий Медведев объяснил необходимость перехода с трехлетнего на однолетний бюджет
"В этом году бюджет будет особенным, он свёрстан на один год, как мы и договаривались. Ситуация и внутри нашей экономики, и в мировой экономике остаётся весьма сложной и непредсказуемой. Мы уже возвращались к однолетнему циклу бюджетного планирования. Высокая волатильность на рынках снижает надёжность расчётов по доходам и расходам, и переход с трёхлетнего цикла – временный переход, ещё раз подчеркиваю, – на годовой позволит в настоящий момент опираться на более точный прогноз основных макроэкономических показателей и учитывать текущие тенденции", - заявил председатель правительства.
Отметим, что переход на однолетний бюджет эксперты оценили неоднозначно. С одной стороны, с помощью однолетнего бюджета легче управлять бюджетными потоками в условиях высокой экономической неопределенности. С другой - для бизнеса принятие бюджета только на 2016 год будет являться официальным сигналом к сохранению неопределенности в российской экономике, что, естественно, негативно отразится на дальнейших инвестиционных ожиданиях, отмечает заведующий кафедрой «Финансы и цены» РЭУ им.Г.В.Плеханова Владимир Слепов.
"Резкой смены бюджетных планов и приоритетов переход на однолетний бюджет не принесет, тем более, что скорее всего, это временная мера, как уже было в 2009 г. Дело в том, что по принципам бюджетного процесса контрактирование и контроль за реализацией всех принятых ранее федеральных целевых программ и инвестиционных проектов рамках государственно-частного партнерства происходит в обязательном порядке с отражением всех бюджетных обязательств в бюджетном учете. Другой вопрос, что трехлетний бюджет делает это процесс более прозрачным и предсказуемым для общества на среднесрочный период. Однако управлять бюджетными ресурсами в ежегодном бюджете легче, подстраивая объемы финансирования под динамику доходов в зависимости от конъюнктуры", - отмечает эксперт.