в разделе Экономика

В России 76 убыточных регионов

Регионы нищают, а предпринимаемые Правительством меры не эффективны. К такому выводу пришли участники заседания научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации в ходе обсуждения экономических и бюджетно-финансовых основ федерализма.
В России 76 убыточных регионов

Относительно высоким уровнем жизни сегодня могут похвастать лишь жители считанного количества субъектов Федерации, включая Москву, Санкт-Петербург, Татарстан. Реальный федерализм предполагает наличие у регионов возможности для обеспечения всем россиянам определённого качества жизни: нормальные доходы, хорошее образование и здравоохранение.

По данным Счётной палаты, за последние 4 года количество профицитных регионов сократилось в три раза. Устойчивая тенденция исполнения региональных бюджетов с дефицитом привела к существенному росту государственного долга в регионах. С 2011 по 2016 года госдолг субъектов увеличился с 1,2 до 2,3 триллиона рублей. Это обстоятельство серьёзно влияет на исполнения регионами своих полномочий: тут и отсутствие дорог, детских садов, снижение социальных выплат. Очевидно, считает глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, что вопрос перехода на принципиально новый уровень государственной региональной политики давно назрел.

«Долгое время у нас декларировалась политика выравнивания регионов, которая заключалась в перераспределении бюджетных средств. Был принят целый ряд федеральных целевых программ, механизмов стимулирования развития отдельных территорий, однако такие механизмы оказались неэффективными», — заявила спикер Совета Федерации. — 76 убыточных регионов говорят, что не всё ладно у нас.

Действующая модель государственной политики искажает мотивацию к работе у руководителей регионов, заставляя тех вместо поиска способов развития территории, выстраивать отношения с федеральным центром в надежде на субвенции. В этом спикер Совета Федерации видит отход от истинного федерализма.

Мировой опыт федерализма выработал универсальную формулу: полномочия — это финансы, нет финансов — нет полномочий. Бюджетная же система России сохраняет систему чрезмерной централизации налогово-бюджетных полномочий, отметила Валентина Матвиенко. Основная часть доходов и расходов распределяется на федеральном уровне.

Вытягивать регионы из очевидной стагнации по логике должны специалисты Министерства экономического развития. Однако никаких новых революционных шагов в ведомстве предложить не смогли.

Просмотров: 92

Комментариев пока нет