Банк России ввел «период охлаждения» - срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. По новым правилам потребитель может отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без прохождения специальной административной или судебной процедуры. «Период охлаждения» составляет не менее 5 дней и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования.
"Это связано, прежде всего, со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Проблема навязывания страховых продуктов стала особенно актуальной несколько лет назад. Нередко приобретение страховых услуг становилось обязательным условием заключения кредитного договора. В 2015 году аналогичная ситуация сложилась на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности, когда автовладельцы могли оформить полис ОСАГО только при условии приобретения дополнительной страховки от несчастного случая, страхования имущества и т.п. Надо сказать, что законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно", - поясняет заместитель управляющего Отделением Тюмень Уральского ГУ Банка России Елена Никитина.
При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в течение 10 рабочих дней после получения заявления. Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования: страхование жизни, от несчастных случаев и болезней, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, в том числе ОСАГО, автокаско, добровольное медицинское страхование, а также страхование финансовых рисков.
Страховые организации в срок до 30 мая 2016 года обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями. Если страховщик отказывается расторгнуть договор, следует обращаться с жалобой в Банк России. Регулятор будет проводить соответствующие проверки страховщиков.