За последние несколько лет Правительство приняло целый комплекс документов, нацеленных на упрощение доступа малого бизнеса к госзакупкам. Так, 18 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а 11 декабря 2014 года вышло постановление Правительства «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц». Еще раньше – в 2013 году – Правительство РФ утвердило ряд директив, направленных в 644 акционерных общества, деятельность которых подпадает под регулирование ФЗ-223. Эти директивы, в частности, предписывали создание в госкомпаниях совещательных органов, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок, а также разработку пилотных программ партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Однако, несмотря на явный законодательный прогресс в сближении малого бизнеса с крупными госзаказчиками, проверки выявили достаточно низкий уровень реализации этих правовых норм на практике. Так, согласно отчету Минэкономразвития, только 40 акционерных обществ создали у себя совещательные органы, что составляет всего 6% от всего числа потенциальных заказчиков.
Госкомпании также не торопятся внедрять и программы партнерства с малым и средним бизнесом. По данным Минэкономразвития, только 9 акционерных обществ разработали такие программы. «Чтобы попасть в программу партнерства, - говорит председатель Клуба лидеров Артем Аветисян, - представитель МСП обязан соответствовать определенным требованиям, а именно исполнить не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания неустоек, а также пройти установленные заказчиком в соответствии с положением о закупке процедуры определения соответствия МСП требованиям, предъявляемым к поставщикам». При этом основным преимуществом участия в такой программе партнерства является заключение с участником договора с авансированием в размере не менее 30% от суммы договора.
Кроме того, «контрольные закупки» выявили, что сама система закупок построена таким образом, что малому бизнесу крайне трудно принимать в них участие. Так, Елена Дыбова, генеральный директор ООО «Эллен-Вест», несмотря на опыт участия в электронных торгах, так и не смогла зарегистрировать заявку на площадке Газпромбанк.ру из-за крайней сложности ее построения.
Кроме того, отмечают участники проверок, часть площадок берет плату за участие в торгах. По словам Сергея Маркина, генерального директора ООО «ДИА», разовое участие в торгах на площадке Газнефтеторг.ру стоит 10 тысяч руб., а годовое – уже 85 тысяч. При этом в случае отклонения заявки деньги не возвращаются.
Отказы также в основном были достаточно субъективными. Так, Сергей Маркин принимал участие в открытом запросе предложений на поставку трубной продукции компании «Газпром Газораспределение Волгоград». Заявку отклонили из-за отсутствия в составе документов газового сертификата. При этом данный вид сертификата относится к разряду «добровольного сертифицирования», оформляется почти год, а прохождение сертификации стоит около 2 млн. руб.
Заявка другого члена Клуба Андрея Яковлева, президента группы компаний «Трест «ТриНити», была отклонена по еще более субъективному предлогу. Он участвовал в электронном аукционе на ремонт одного из отделений Пенсионного фонда России в Санкт-Петербурге, но проиграл по следующей причине: в требованиях был указан расход количества воды на 1 кг смеси для выравнивания пола — в диапазоне от 0,23 до 0,28 литров на кг. Предприниматель в документах указал пороговое значение в 0,28 кг. Оказалось, что, нельзя было указывать конкретное значение, нужно было тоже указать диапазон.
Единственный выигранный тендер за весь период «контрольных закупок» - на поставку извести для компании «Челныводоканал», дочерней структуры «КАМАЗа». Изначально заявка члена Клуба Ксении Меньшиковой, коммерческого директора ООО «ГК Промышленные ресурсы», была отклонена по формальному признаку: была опечатка в одной цифре в дате в бумажном документе, в то время как в электронной версии все верно. После подачи жалобы в ФАС РФ и проведения повторного тендера ей удалось выиграть.
К «контрольным закупкам» активно подключились предприниматели по всей стране. В частности, директор и владелец группы компаний «Сокол» Алексей Соколов несколько раз пробовал участвовать в тендерах крупных госкомпаний, однако безуспешно. Так, уверен предприниматель, в строительном сегменте между производителем и госкомпанией всегда стоит архитектор, который диктует заказчику условия. И приоритет зачастую отдается более дорогому и, как правило, импортному материалу. В частности, по словам предпринимателя, на станции метро «Невский проспект» в Санкт-Петербурге вместо российской агломератной плитки стоимостью 600 руб. за метр лежит чешский агломерат за 2500 руб. за метр (с учетом докризисных цен).
Подобные истории можно продолжать и дальше. «В современных условиях самому предпринимателю достаточно сложно разобраться с огромным количеством торговых площадок - для этого нужен отдельный специалист, что подразумевает дополнительные траты для небольшой компании. Учитывая наличие некоторых площадок, где за каждое участие в торгах необходимо вносить плату, которая не возвращается вне зависимости от исхода торгов, суммы обязательных расходов малого бизнеса еще больше возрастают, – комментирует результаты «контрольных закупок» Артем Аветисян. – Мы будем и далее проверять эффективность и удобство доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам, особенно с учетом вступающих в силу в июле этого года норм, способных значительно ужесточить последствия неисполнения госкомпаниями предписаний закона».