Валентина Матвиенко предложила вернуть часть налогов в регионы

В своем выступлении спикер СФ отметила, что настораживает финансовая несостоятельность регионов. Большая часть региональных бюджетов перенапряжена. По итогам прошлого года объем государственного долга регионов увеличился почти на 400 миллиардов рублей и превысил 1,7 триллиона рублей. В структуре долговых обязательств значительно возросла доля рыночных заимствований, что увеличивает стоимость их обслуживания. Остаток задолженности по бюджетным кредитам на первое октября 2013 года составил 442 миллиарда рублей.
"Для выполнения текущих обязательств субъекты Федерации вынуждены сокращать инвестиционные расходы и увеличивать долговые обязательства. Это, конечно же, тупиковый путь", - сказала Валентина Матвиенко.
По словам спикера, Совет Федерации, а также законодательные собрания субъектов Федерации неоднократно призывали к закреплению за региональными и местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, включая те, что ранее были централизованы в федеральный бюджет. Среди них она назвала 2 процента налога на прибыль, часть налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также плату за использование лесов.
"Это крайне наболевший вопрос, ведь налоги, переданные при разграничении бюджетных полномочий в ведение регионов и муниципалитетов, обеспечивают менее пятой части их доходов. Все остальное приходится на федеральные налоги. Причем, основным из них является налог на прибыль, чья собираемость очень зависит от экономической конъюнктуры. В 2013 году поступления по данному налогу оказались ниже прогнозируемых на 13 процентов вследствие замедления темпов экономического роста",- подчеркнула Матвиенко.
Еще одна инициатива спикера СФ - наложить временный мораторий на перераспределение полномочий между различными уровнями бюджетной системы. Основание - объемы выделяемых из федерального центра субсидий и субвенций, как правило, не покрывают расходы, необходимые регионам и муниципалитетам.
В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов в своем докладе отметил, что бюджетные расходы должны быть предсказуемы и осуществляться по четко определенным правилам. При этом необходимо учитывать возможности субъектов Федерации».
"Растут долги перед коммерческими банками. Регионам, объем долга которых превысили 50 процентов от размера бюджета, нужен особый контроль. Нельзя допустить дефолт субъектов Федерации. Мы готовы идти на рефинансирование коммерческого долга, замещая его более дешевыми бюджетными кредитами. Но и субъекты Федерации должны принимать на себя более жесткие обязательства", – подчеркнул Антон Силуанов.
Выход из ситуации, по мнению министра, заключается в предоставлении регионам дополнительных прав по управлению своими расходами.
"В этом случае у них будет больше возможностей для бюджетного маневра в процессе исполнения расходных обязательств. Это тоже один из элементов бюджетного федерализма", - отметил министр.
Напомним, что ранее эксперты Центра политической информации (ЦПИ) Алексея Мухина указывали на растущий дефицит регионов. В своем докладе политологи указывают еще на одну причину проблемы - на низкую эффективность управления.