- Любовь, старт делу был дан в мае 2011 года. С какими показателями Мобильный салон красоты закрыл первый год работы?
- Конечно, я еще не миллиардер, но для стартовавшего год назад предпринимателя имею приличные обороты. Рост, безусловно, есть по всем направлениям деятельности, но и сезонность влияет на мобильный бизнес не меньше чем на «стационарных» представителей индустрии красоты.
- Этой осенью ты начала продавать франшизу. Не рано ли расширяться?
- На самом деле я не ставила такой цели: через год после старта начать продавать франшизу. Все случилось само собой. Летом я случайным образом попала на Селигер – потрясающий по масштабам форум. В этом палаточном городке на пять тысяч жителей я познакомилась с самыми разными творческими, умными и предприимчивыми ребятами со всех уголков страны. Вернувшись в Сургут, стала получать письма о том, что у меня интересный бизнес и одним из самых частых вопросов был – не продаю ли я франшизу? Таких писем стало поступать слишком много, и я была бы не предприниматель, если бы не сформировала предложение для рынка – при наличии такого спроса. Почти три месяца мы потратили на создание франчайзингового предложения – описали бизнес-процессы, скомпоновали рекламную информацию, просчитали стоимость стартовых инвестиций. Мы рассчитывали, что франчайзи станут предприниматели из соседних городов - Нефтеюганска, Нижневартовска и т.п. Но нам чертовски повезло и нас заметил успешный молодой предприниматель из Санкт-Петербурга Андрей Шарков (владелец компании «Шоколадка и ШокоБокс») и пригласил стать гостем его авторской программы «Берись и Делай!». В итоге выпуск передачи прослушали более 6000 человек, и мне поступило порядка 20-ти предложений по открытию франшизы в разных городах России. Спустя неделю я лично съездила на встречи к своим франчайзи, и сейчас Мобильные салоны красоты открываются одновременно в Екатеринбурге, Омске, Нижневартовске и Тюмени.
- Каковы условия для франчайзи?
- Я человек не жадный и продаю бизнес-модель за вполне реальные деньги: паушальный взнос варьируется от 50 до 300 тысяч рублей для всех городов России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, для них условия составлены несколько иначе. Одна знакомая спросила меня: «какова моя стратегия развития бизнеса»? Я сначала не понимала ее, говорила, что хочу, чтобы Мобильный салон был в каждом городе. Но потом она уточнила: я хочу продать один красивый мощный «КамАЗ», потратив на его обслуживание много лет, но с гарантией того, что после его продажи я точно стану богатой. Или же я хочу продать вагон недорогих спичечных коробков, которые понятны, просты в использовании и которые может позволить себе большинство. Я выбрала спичечные коробки. Открывать свои филиалы – «КамАЗы» - для меня абсолютно бессмысленно. Да, это тот бизнес, которым можно управлять удаленно. Но не в другом городе. Мы должны быть гибкими, быстрыми в принятии решений, и структура подчиненности филиала не позволит быть такими.
- Тематические фотопати и школа красоты «Бигуди» - эти уже проекты для души или тоже отстройка от конкурентов?
- Для начала хотелось бы уточнить, что вторым моим бизнесом стала «Студия БиоЭпиляции», которую я открыла весной. А вот «Бигуди» и фотопати – это уже третий и четвертые мои бизнес-проекты. Открывая «Бигуди», мы с моим партнером Екатериной не задумывались о перспективности этой идеи. Нам просто самим в какой-то момент очень захотелось пойти на курсы профессионального макияжа. Но на протяжении пары месяцев мы так и не смогли записаться на курсы, несмотря на то, что такие предложения в нашем городе есть. То не было набора групп, то время нам не подходило. Когда же наконец нашли время, то спустя пару месяцев мучений, оказалось, что научили нас с горем пополам и чему-то не тому. Тогда мы решили, что можем делать то же самое, но гораздо лучше! Наняли преподавателя, оборудовали аудиторию, накупили профессиональной косметики. Наша первая группа по макияжу была в восторге, мы сами вдохновились этим удачным стартом, создали другие курсы – стали учить модному сейчас косоплетению. Мы нашли свою нишу, и теперь каждый месяц обучаем 20-30 женщин делать себя красивыми без помощи стилистов, визажистов и парикмахеров. Что касается тематических фотовечеринок, то на самом деле эту идею я подарила своей подруге, и она с энтузиазмом воплощает ее в жизнь. У меня много идей, но не всегда хватает сил и времени их воплощать. Меня, кстати, очень сильно смущал момент, что я легко берусь за новое, получаю нереальное удовольствие от преодоления трудностей стартапа, но поставив проект на ноги, я быстро теряю к нему интерес. Сейчас понимаю, что предприниматель должен творить, креативить, а функции организации рутинной работы должны делать другие люди – не предприниматели.
- Год назад, победив в конкуре молодежных бизнес-проектов «Стартап», ты получила грант в 300 тысяч рублей. На что ушли эти деньги?
- Главные статьи расходов - промоушн: реклама, сайт, внешний вид мастеров. Создавала условия - чтобы приятно было смотреть на моих специалистов, чтобы легко было записаться в салон, чтобы сервис удивлял. Это приятные мелочи, которые в общей массе выделяют нас. Хотя и без того можно смело утверждать, что Мобильному салону красоты удалось занять нишу, которая до сих пор была свободной.
- Планируешь ли использовать другие меры гос. помощи?
- Поддержкой я планирую воспользоваться по части компенсации арендной платы и услуг бухгалтера и юриста. Порой, это самые большие статьи расходов в моем низко затратном бизнесе.
- Каков вообще размер инвестиций в твой старт?
- В первый месяц я вложила 100 тысяч собственных денег, затем на протяжении трех месяцев я не снимала денег из оборота, жила в «ноль». Все, что зарабатывала, вновь вкладывала в бизнес. Затем я получила грант 300 тысяч рублей – это произошло спустя пять месяцев после открытия. Можно считать, что для запуска Мобильного салона красоты нужно минимум 400 тысяч рублей. Но сейчас сроки окупаемости стали короче - мои франчайзи получат первую прибыль гораздо быстрее и при гораздо меньших инвестициях.
- Первый скепсис по поводу твоей идеи - женщины любят ходить в салоны красоты, для них это ритуал, от которого они не откажутся…
- Мы знаем своих клиентов – это люди, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят приезжать в салон красоты. Поверьте, не все располагают временем, чтобы отстоять час в пробках, а потом еще столько же тратить на дорогу до дома. Зачем? Можно просто сделать заказ по телефону, заниматься дома своими делами и мастер сам приедет к вам в удобное время. Особенно это касается поздних выездов. Назовите мне еще хотя бы один салон, который работает с 6 утра до 23 ночи (а порой и дольше). Нет таких. Еще одна категория клиентов - мужчины, хотя их не столь много. У нас фирменный цвет розовый, совсем не мужской. Мобильный салон изначально был создан для женщин, ориентирован на них.
- Каков средний чек заказа?
- Порядка 1 100 рублей. Многое зависит от сезона, в горячий свадебный сезон сумма чека намного выше.
- Персонал – это главный залог успеха. Как удается решать проблему с мастерами? Стоит ли перед тобой вопрос текучки кадров?
- Сейчас в компании работает 45 мастеров. Прогрессирующий рост прошел, и сейчас я занимаюсь чисткой штата. Рост моих запросов как руководителя и идеолога стратегии развития и появление новых запросов клиентов стали причинами того, что нам приходится избавляться от старой команды, которая привыкла к старым порядкам и не может работать в новых условиях. Людей сложно переучить, легче и эффективнее нанять новых – заряженных на идею компании и согласных работать только так.
- Идея на виду. Есть ли у Мобильного салона клоны и подражатели?
- Копируют – открыто и без зазрения совести. Крадут имя, слоганы, рекламные слова, структуру сайта. Могу привести вопиюще неэтичные примеры - когда фотографии работ мастеров Мобильного салона красоты выдают за свои. Доходит до смешного - смотришь альбом такого клона в социальной сети или на сайте и видишь их невест в нашем Сургутском ЗАГСе. Сначала на недобросовестных предпринимателей я злилась, потом смеялась над ними, сейчас отношусь к их появлению философски – жду, насколько их хватит. За год на моей памяти уже три компании-дубля свернули свои дела спустя три месяца после старта.
- Каким ты видишь свое дело через пять лет?
- Мое видение - это «спичечные коробки» Мобильного салона красоты минимум в 24 городах России. Хотя эти планы реальны в перспективе 2-3 лет. У меня много идей относительно того, чем я могу еще заняться в плане бизнеса. Но самая главная моя цель, как женщины, – это обзавестись маленьким членом семьи и стать не только успешной бизнес-леди, но и хорошей мамой для своих детей.
Журнал Forbes опубликовал десятый рейтинг самых богатых бизнесменов Ро...
Бизнес-портал «Инвестор» подвел итоги народного голосования «Персона 2012 года». Л...
В числе лидеров уже на протяжении многих лет японцы: Mazda, Mitsubishi, Toyota и Honda П...
Согласно индексу стоимости проживания, составленного исследовательской компанией Economist Intellige...
Кистью там нанес куда-то, здесь поползло и нормально. Можно ли в правила землепользования и застрой...
Депутат Сургута Сергей Рябов:
"Я сторонник принять правила благоустройства. После того, как...
«Не тоскуешь ли ты по дому?», - это самый распространенный вопрос, который туристы и друзья в соцсе...
Аутизм... Большинство людей не знают, что означает этот термин. Когда родители узнают, что у ребенк...