Сегодня, 25 ноября, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Василий Степанов на заседании Законодательного собрания представил прогноз социально-экономического развития региона на 2016-2018 годы, отметив, что его разработка проходила в сложных экономических условиях. За основу принят консервативный вариант сценарных условий. Снижение цен на энергоносители, низкая инвестиционная активность предприятий и иные факторы привели к общему замедлению российской экономики, что негативно отразилось на темпах роста показателей автономного округа.
Но, несмотря на негативные тенденции, в плановом периоде по абсолютному большинству показателей социально-экономического развития их значения прогнозируются на более высоком уровне, чем в целом по РФ. Поэтому в целом в плановом периоде прогнозируется сдержанный рост основных показателей социально-экономического развития.
Так, прогноз развития промышленности предусматривает увеличение общего объема в сопоставимых ценах к 2018 году на 11,7% по отношению к 2014 году. Этому будет способствовать ввод в разработку новых месторождений (в 2016-2017 годах планируется начать промышленную добычу нефти на Восточно-Мессояхском, Заполярном, Тазовском, Восточно-Уренгойском и Северо-Есетинском месторождениях), а также увеличение объемов производства обрабатывающих отраслей. В первую очередь за счет ввода в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комплекса.
В сложившейся ситуации прогноз добычи природного газа к 2018 году прогнозируется ниже уровня 2014 года на 2,1%. Объем извлекаемой нефти в 2018 году сократится относительно 2014 года на 2,7%. При этом, с учетом планов добывающих компаний, в прогнозном периоде объем добычи газового конденсата увеличится в 2,5 раза.
В докладе было отмечено, что Ямал традиционно относится к группе регионов с более высоким, по сравнению со среднероссийскими показателями, уровнем социальных показателей на душу населения. Лидирующие позиции округа в прогнозном периоде сохранятся. Но, несмотря на прогнозируемый рост номинальной зарплаты, с учетом ожидаемого уровня инфляции произойдет снижение реальной заработной платы в 2015 году на 6,1%, в прогнозном периоде – на 1,5-2,5%. Реальные денежные доходы населения в текущем году показывают отрицательную динамику, однако ожидается, что в 2017-2018 годах за счет снижения инфляционных процессов динамика реальных денежных доходов населения примет положительный тренд.
Уровень инфляции в Российской Федерации по итогам 2015 года оценивается Минэкономразвития в 115,7%. Оценка этого индикатора для автономного округа прогнозируется ниже среднероссийского уровня на 5,2%. Этому способствуют предпринятые меры по государственному регулированию экономики и государственной поддержке отраслей производства в регионе.
В целях принятия оперативных мер реагирования и недопущения кризисных ситуаций в социально-экономической сфере хорошо себя показала деятельность Антикризисного штаба, на заседаниях которого рассматриваются вопросы задолженности организаций по зарплате, ситуация на рынке труда, а также ситуация с ценами на социально значимые продовольственные товары. Совместная работа федеральных и региональных органов власти позволяет выявлять латентную задолженность по зарплате и принимать своевременные меры по ее погашению. Так, общий объем латентной задолженности по зарплате, погашенной в 2015 году, составил почти 900 млн рублей, зарплату получили 13 210 работников.
Уровень общей безработицы в ЯНАО в январе-сентябре 2015 года составил 3,8% (УрФО – 6,2%, Россия – 5,5%).С начала года трудоустроено более 8 тыс. человек. Для сдерживания роста безработицы будут продолжены мероприятия по содействию в трудоустройстве граждан.
В 2015 году на фоне закрытия внешних рынков капитала, повышения процентных ставок по кредитам, удорожания импортируемых товаров и прочих факторов объем инвестиций в сопоставимых ценах по отношению к 2014 году снизится на 9,2%. Однако в прогнозном периоде планируется, что рост инвестиций будет увеличиваться в среднем на 1,4% в год.
Основной приток инвестиций в округ будет обеспечен, в первую очередь, реализацией крупнейших инвестиционных проектов (Ямал СПГ; строительство Новоуренгойского газохимического комплекса; строительство Северного широтного хода, железнодорожной линии «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево»; строительство нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор»).
В автономном округе в прогнозном периоде будет задействован обширный комплекс мер, направленный на активизацию инвестиционной деятельности. Продолжится практика предоставления налоговых преференций инвестиционно-активным предприятиям; будет активизирована работа в рамках системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». По-прежнему будут осуществляться меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
В 2015 году автономный округ занял 16 место среди 76 субъектов РФ в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, получив статус субъекта с комфортными условиями для бизнеса. Также высокая эффективность деятельности Ямала отмечена в Рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Согласно рейтингу, Ямал признан одним из лидеров среди регионов с высоким потенциалом, поднявшись за 1 год на 45 позиций и заняв 19 место. Также округ вошел в четверку регионов с эффективным региональным законодательством о ГЧП.
В регионе продолжается работа по выполнению «майских» указов Президента РФ. Целевой показатель объема инвестиций в валовом региональном продукте, установленный указом на 2015 год, перевыполнен в 2 раза (план – 25%, оценка – 49,3%). За счет того, что в регионе построено 17 новых детских садов, очередность в дошкольные учреждения снижена до 7% от общего числа детей в возрасте от 3 до 7 лет. Объемы вводимого жилья по отношению к 2012 году выросли в 1,5 раза (в 2012 году – 197,5 тыс. м², в 2015 году по предварительной оценке будет введено 290 тыс. м²).
В соответствии с установленным графиком повышается заработная плата работников бюджетной сферы. До конца текущего года будет создана сеть многофункциональных центров, обеспечивающая более 90% жителей округа услугами, предоставляемыми по принципу «одного окна».