В своем выступлении глава нефтяного региона отметила, что в существующих экономико-фискальных условиях объем добычи в нашем автономном округе может снизиться с сегодняшних 250 до 196 млн. тонн нефти к 2030 году. На это влияют в комплексе ряд факторов, таких как снижение добычи на действующих месторождениях из-за увеличения сложности их разработки, а также отказ нефтяных компаний от ввода в эксплуатацию новых месторождений по причине нерентабельности, необходимости существенного осуществления роста капитальных инвестиций в разработку распределенного фонда недр.
При действующей системе налогообложения средняя себестоимость добычи в расчете на 1 тонну добытой нефти будет возрастать вместе с увеличением доли трудноизвлекаемых запасов в эксплуатируемом фонде недр. К 2030 году увеличение себестоимости добычи по сравнению с текущими уровнями может составить от 50% до 90% в зависимости от характеристик того или иного месторождения.
"При сохранении действующей системы налогообложения с учетом фискальных параметров «налогового маневра», а также текущих макроэкономических условий: цены на нефть 50 долл./баррель, мы брали в расчет при курсе 61,5 руб./долл. в период с 2015 по 2030 годы, ожидается снижение годовых налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от нефтегазовых компаний Югры с 3,2 до 2,5 трлн. руб., то есть на 20,5 %", - отметила глава Югры Наталья Комарова.
По состоянию на 1 января 2015 года из распределенного фонда недр в Югре не введен в разработку 71 лицензионный участок. Суммарные извлекаемые запасы нефти на этих участках составляют 618 млн. тонн. Для того чтобы их вовлечь в разработку, нужны капитальные вложения до 2030 года порядка 5,5 триллионов рублей. Оставаясь в действующих условиях, по нашей оценке, не менее 50% выше названных месторождений в обозримом будущем могут так и не быть введены в эксплуатацию.
Наталья Комарова подчеркнула, что потенциал действующей на сегодняшний день системы льгот, привязанных к НДПИ исчерпан. Глава Югры заявила о необходмости иноваций в налоговом администрировании отрасли
"Сегодня, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, совместно с Правительством Российской Федерации, Минэнерго, Российским фондом прямых инвестиций мы работаем над запуском полномасштабного венчурно-инвестиционного «конвейера» в стратегической для страны сфере добычи нефти и связанными с ней отраслями. Без новых налоговых решений в этой сфере нефтяные технологии не смогут дать нужную для отрасли, бюджетной системы и граждан отдачу. Больше того, на наш взгляд, эти технологии – новые, инновационные, они будут вступать в конфликт с действующей системой налогообложения", - подчеркнула Наталья Комарова.
Глава Югры убеждена, что законопроект позволит значительно улучшить инвестиционный климат в нефтяном секторе и усилит валовую налоговую отдачу. Преимуществом налога на финансовый результат перед действующей системой является привязка налоговой нагрузки на бизнес к финансовому результату проекта и, в данном случае, с целью стимулирования увеличения объема добычи нефти и налоговых поступлений. По оценкам экспертов, экономический эффект от введения налога на финансовый результат на период с 2015 до 2030 года будет состоять в приросте налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от месторождений Югры, вошедших в состав «пилотных», на 40%, от всех месторождений на территории Югры – на 16%, И это при цене на нефть 50 долларов за баррель.
В основном, указанный прирост может быть достигнут за счет поддержания объемов добычи нефти на уровне 2014 года и, соответственно, расширения налоговой базы по налогу на финансовый результат и налогу на прибыль. Кроме этого, рост добычи от применения налога на финансовый результат позволит несколько снизить удельную налоговую нагрузку на бизнес – с 12,8 тыс. руб. до 12,3 тыс. руб. на тонну при новой.