Санкционное давление западных стран на нефтегазовую промышленность страны, как показали дискуссии на Форуме, активировало поиск новых путей ее развития, новых надежных иностранных партнеров, значительно повысило интерес нефтяников газовиков к отечественным инновациям, именно на базе которых наиболее целесообразно осуществлять процессы импортозамещения в нефтегазовом комплексе.
В рамках Форума состоялось секция «Роль нефтегазовых компаний в создании импортозамещающих технологий и оборудования отечественного производства». Дискуссия показала, что нефтегазовые компании не дожидаются указаний сверху и начинают самостоятельно определяться каковы их реальные риски в случае сворачивания деятельности зарубежных нефтегазосервисных компаний на российском рынке. Представитель «РН-Уватнефтегаз», например, наглядно прокомментировал конкретные варианты импортозамещения, запланированные компанией в операционной деятельности, геологоразведки, бурении и уже начавшиеся осуществляться на её промыслах.
В центре обсуждения участников секции также оказались мероприятия Правительства России в сфере импортозамещения. 31 марта приказом Минпромторга РФ был утвержден План мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации. В этом Плане обозначены 43 наименования технологий, техники, оборудования, технологической оснастки, программных продуктов, которые в существенно большей части (95-60%) российская нефтегазовая промышленность получает по импорту. Именно в этой, так называемой «красной зоне», правительство предлагает организовать взаимодействие и сотрудничество с государством отечественным машиностроительным и сервисным компаниям. По информации Минпромторга РФ, последний совместно Минэнерго РФ в настоящее время уже ведет работу по анализу технического, финансового и кадрового потенциала 280 российских предприятий в целях оценки возможности их привлечения к реализации намеченных программ импортозамещения в нефтегазовом комплексе. В связи с этим, участники секции весьма заинтересованно обсуждали возможности и конкретные пути вхождения в эту группу предприятий тюменских заводов нефтегазового машиностроения и нефтегазосервисных компаний, на которых трудится более 20 тысяч высококвалифицированных сотрудников.
Подавляющее большинство представителей нефтегазосервисных компаний неоднократно подчеркивали важность оперативного финансирования в рамках текущей деятельности своих организаций. Вовремя закупить материалы и доставить грузы, провести строительно-монтажные работы, вложиться в разработку продукта и в целом выполнять обязательства по контракту с нефтегазовыми компаниями – находятся под угрозой срыва, так как существующая отсрочка платежа составляет в среднем от 60 до 90 дней. Поэтому менеджмент компаний в сложившейся экономической ситуации все чаще обращается к факторингу, который с одной стороны позволяет хеджировать риски отсрочки платежа, а с другой вести текущую операционную деятельность компании и даже планировать развитие в среднесрочной перспективе. Как заявил представитель Промсвязьбанка, который работает с факторингом около 10 лет и с 2006 года занимает лидирующие позиции по объемам финансирования, в настоящее время Промсвязьбанк готов предложить оптимальные варианты практически для каждого случая недофинансирования в рамках подрядов нефтегазосервисной сферы Тюменского региона.
Участники секции обратились к органам власти России и Тюменской области в целях придания стратегического и долгосрочного характера политической линии на импортонезависимость базовой отрасли страны подготовить и принять отдельный федеральный законодательный акт о праворегулировании деятельности в нефтегазовой промышленности России, нацеленный на создание благоприятных организационно-правовых и финансовых условий для широкой и глубокой локализации мощностей нефтегазосервиса и нефтегазового машиностроения на территории страны на базе отечественных инновационных достижений. Предложено подготовить и принять дополнения и изменения в Федеральный закон «О промышленной политике», направленные на создание эффективных мер государственного стимулирования ускоренного развития промышленной кооперации и интеграции мощностей отечественного нефтегазового машиностроения и нефтегазосервиса, профильных научных и проектных организаций и учебных заведений. Это позволит России зарабатывать не только на нефти и газе, но и на высокотехнологичном оборудовании и эффективных технологиях её добычи.