Дворец был построен в период 1828—1848 гг. как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. Новороссийский край включал в то время огромное пространство Северного Причерноморья между рекой Прут на западе и Доном на востоке. Входил в него и Крым. Административным центром Новороссийского края с 1805 г. была Одесса. Однако М.С.Воронцов, придававший Крыму исключительно важное значение, решил именно здесь построить свой представительский дворец.
Автором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.). При участии Э.Блора возводился знаменитый Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии. Всегда считалось, что Э.Блор не был в Алупке, поэтому идеальную вписанность Алупкинского дворца в окружающий пейзаж называли удачей, «озарением зодчего». Однако можно предположить, что Э.Блор все же приезжал в Крым ознакомиться с местом будущей постройки. Руководил возведением дворца английский архитектор Уильям Гунт (Хант), который внес некоторые изменения в проект.Задний фасад дворца и его западная часть — романтическая архитектурная вариация на тему «стиля Тюдоров» XVI - начала XVII веков. Архитекторы называют его «неоготическим». При взгляде со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые загородные замки английских аристократов. Кинематографисты часто снимают здесь исторические и сказочные фильмы, экранизируют Шекспира и Стивенсона. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных баллюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж почти для любого сюжета и исторической эпохи.
Характерной принадлежностью парадных европейских дворцов XIX века является зимний сад. Великолепная голубая гостиная с лепными украшениями. В зимнем саду, в голубой гостиной, а также на террасах портала южного фасада собраны скульптурные изображения семьи Воронцовых и его близких, копии скульптур античных богов и философов. Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.
Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них сделаны из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. В готическом стиле выполнены камины из полированного диабаза. Столовую украшают четыре панно Гюбера Робера, французского художника 18 века. Убранство парадных комнат дополняет мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими
мастерами. На русских заводах были изготовлены бронзовые канделябры, вазы, изделия из хрусталя, фарфора, малахита.